Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Брюгге» рассказал нам о превращении в прибыльный бизнес. Инвестируют в собственные медиа и науку

Очень верят в объединенную лигу с Нидерландами.

После матча первого тура и победы бельгийцев над «Зенитом» мы восторгались тем, как разумно устроен «Брюгге» с точки зрения финансов. Напомним главное:

• «Брюгге» – прибыльный клуб, при попадании в группу Лиги чемпионов (играют четыре сезона из пяти последних) он почти обеспечивает себя сам даже без трансферов. Если удается выручить больше 10 миллионов евро на продаже игроков, уже получается откладывать.

«Брюгге» рассказал нам о превращении в прибыльный бизнес. Инвестируют в собственные медиа и науку

• Гармонично развивается вся бельгийская лига: финансовые показатели стабильно растут на 10% каждый сезон, источники доходов разнообразны – нет перекоса в сторону спонсоров (как в России) или какого-либо еще одного источника. Телеконтракт тоже поднимается, за четыре года лига увеличила его с 66 до 103 миллионов евро.

• «Брюгге» активно инвестирует: например, выстроили в клубной системе медиастудию, которая помогает отрабатывать партнерские контракты, а почти 300 тысяч евро дали Университету Антверпена, чтобы там в течение четырех лет вели исследования в области футбольного менеджмента (все подробности – ниже). 

В медиакомпанию «Брюгге» превращает Боб Маду – он отвечает за рост доходов, не связанных с выступлениями команды. Раньше он работал директором по коммуникациям и директором по коммерции Федерации футбола Бельгии, в том числе плотно работал с бельгийской сборной, а два года назад перешел в ведущий клуб страны.

Накануне матча «Зенита» в Бельгии мы обсудили с Бобом нефутбольный бизнес «Брюгге».

Медиаслужба теперь приносит деньги, потому что работает по бизнес-законам: вещатель платит «Брюгге» за клубный контент

– Я отвечаю за все, что не связано с футболом. У нас в клубе три главных человека: генеральный директор, спортивный директор и директор по бизнес-развитию – это как раз моя часть работы.

В моей команде пять подразделений. Партнерский отдел параллельно работает примерно с 550 организациями разного уровня: большинство просто покупают вип-места на стадионе, а с 29 компаниями у нас объемные эксклюзивные контракты. Фан-сервис развивает клубную ID-систему, продажи абонементов, мерч и другие услуги для болельщиков. Отдел матчдэй-подготовки пока не задействован на полную и помогает другим направлениям. А клубный фонд занимается благотворительной деятельностью.

Плюс медиастудия – тут и классическая пресс-служба, и авторы собственного клубного контента. Я пришел в клуб два года назад и сразу объединил их именно в своем департаменте. Потому что общение игроков с болельщиками, игроков с медиа, клуба с аудиторией и так далее – единый процесс, подчиненный одной глобальной задаче: мы должны максимально выгодно представить себя в любой ситуации.

Раньше считалось, что медиаслужбе достаточно быть просто на связи с тренером и игроками, а также вовремя отвечать на запросы СМИ – однако это только база. Моя главная идея – превратить «Брюгге» еще и в медиакомпанию, потому что медиа позволяют передавать ценности клуба и поднимать ценность бренда. И параллельно собирать данные об аудитории – сейчас это большой актив, который сам по себе много стоит.

«Брюгге» рассказал нам о превращении в прибыльный бизнес. Инвестируют в собственные медиа и науку

Боб Маду

Входящие запросы и собственную активность в медиа мы больше не разделяем, а создаем единый план: например, знаем, что что-то произойдет, и сразу же обсуждаем, где новость о событии должна появиться в первую очередь. Может быть, запустим ее через соцсети, подготовим ролик для инстаграма или тиктока, а в другой ситутации сначала отправим пуш в приложение.

Все это часть очевидного тренда: партнеры хотят онлайн-активаций, диджитал уже приносит нам около 30% доходов по коммерческим контрактам. Почти всегда самое классное можно сделать при помощи игроков. Я всегда за то, чтобы весь контент с футболистами мы производили сами – только так получится натурально, аутентично. Если наш партнер приведет свой продакшн, выйдет очень рекламно, не по-настоящему.

Однако с этого года чемпионат Бельгии показывает OTT-платформа Eleven Sports, они очень активны в продвижении, каждый день им нужен контент от нас, потому что «Брюгге» – лидер, к нам максимальный интерес. Благодаря тому, что у нас есть медиастудия и налажен процесс производства, мы подписали контракт – и теперь поставляем контент еще и на ресурсы Eleven Sports.

Медиаслужба в старом варианте была строкой расхода в бюджете, а сейчас медиастудия «Брюгге» приносит деньги.

«Брюгге» продал все абонементы, хотя, возможно, не сможет пустить болельщиков. Клуб стремится сохранить 75% бюджета

Концовку прошлого чемпионата Бельгии отменили, мы лишились плей-офф – десяти блокбастеров, которые должны были стать развязкой и привлечь максимум внимания. Естественно, партнеры рассчитывали на эти матчи, но мы не смогли дать им то, о чем договаривались изначально.

Медиаслужбе пришлось работать на полную: например, мы провели виртуальное чемпионское шоу – «Брюгге» признали победителем по сыгранным матчам, нам пришлось праздновать в онлайне. Охватили около миллиона болельщиков – для Бельгии это много, сравнимо с телеаудиторией топ-матча на местном канале. Мы давали партнерам взамен что-то в диджитал-среде – благодаря этому сохранили и отработали 90% партнерских бюджетов.

Стабильность мы сохранили в том числе благодаря преданности аудитории: например, мы поставили рекорд по скорости продаж абонементов – все 24 300 абонементов улетели уже в июне, так мы получили серьезный финансовый буфер.

«Брюгге» рассказал нам о превращении в прибыльный бизнес. Инвестируют в собственные медиа и науку

Предложили, если нет возможности играть со зрителями, возвращать по 5% стоимости за каждый матч – но шесть тысяч болельщиков еще до начала сезона оставили все деньги нам, помогли таким образом клубу вне зависимости от того, смогут ли вообще попасть на трибуны. Еще пять-шесть тысяч перед каждым матчем выбирают опцию оставить деньги клубу – суммарно на сегодняшний день мы сохранили примерно половину билетной выручки, хотя не смогли никого пустить на стадион.

Конечно, без матчдэя мы не дотягиваем до плана, теперь думаем не о росте доходов, а о том, как уменьшить минус – буду счастлив, если к концу сезона мы сможем заработать 75% первоначального бюджета.

«Брюгге» – один из идеологов объединенной лиги с Нидерландами. Еще клуб оплачивает научные разработки, чтобы сделать футбол привлекательнее

Продажа прав Eleven Sports принесла на 20% больше предыдущего контракта – это точно успех лиги, она впервые реализовала права дороже 100 миллионов евро. Так как «Брюгге» – лидер местного рынка (учитываются результаты за пять лет и медиаценность клубов на основе телерейтингов, нам достается наибольшая часть), рост контракта моментально отразился на нашем бюджете: чем больше пирог, тем весомее и наш кусок.

А еще мы очень верим в идею объединенной лиги с Нидерландами: если хотим сократить отставание в уровне от топ-5, нам нужно действовать именно так. Как только это случится, мы сможем рассчитывать на гораздо большее, сработает формула 1+1=3. И вопрос не в том, чтобы соревноваться напрямую с Францией: все же там больше 60 миллионов жителей, а в Бельгии и Нидерландах суммарно 25. Но мы точно сможем отыграть часть отставания по всем направлениям: телеконтракт, узнаваемость лиги, ее сила в европейских турнирах.

Главный вопрос сейчас – проработка системы: кто сыграет в объединенной лиге, кто останется в национальных, как будет построен обмен и так далее. «Брюгге» заинтересован в объединенной лиге, и этот проект движется – остались детали. Правда, вопрос настолько многогранный, что сроки обозначить трудно.

Другой долгосрочный план – строительство нового стадиона. На нынешней арене нам тесно: все билеты и абонементы продаются, ложи заполняются, а новых желающих приходится подолгу держать в листе ожидания. Предстоят серьезные инвестиции, но мы сразу же держим перед собой бизнес-план, он разработан больше года назад: на днях, например, мы обсуждали оснащение вип-лож, хотя мы сыграем на арене только в сезоне-2022/23.

«Брюгге» рассказал нам о превращении в прибыльный бизнес. Инвестируют в собственные медиа и науку

Среди проектов, эффект которых будет долгосрочным, финансирование научной работы Университета в Антверпене. Мы заботимся о развитии футбола как сектора экономики в целом – профессионалов в этой индустрии все еще недостаточно, не все ресурсы и возможности используются разумно. Футболу как игроку бизнес-рынка в Бельгии точно не хватает доверия, а «Брюгге» сейчас может немного потратиться – это даст сигнал традиционному бизнесу, что футбол развивается и может эффективно решать их рекламные задачи. Не конкретно футбольный клуб «Брюгге», а этот сектор в целом.

Научные работы, которые мы финансируем, как раз об этом: какая управленческая структура эффективнее, какие принципы финансовой политики чаще приводят к положительному результату и так далее. В университете не разрабатывают ничего конкретно под нас, лучшие умы не перепридумывают бизнес-модель «Брюгге», она и так эффективна. Просто мы понимаем: если футбол как индустрия в Бельгии будет развит лучше, станет привлекать больше средств, мы тоже станем финансово успешнее как лидеры этого рынка.

После слов тренера «Брюгге» о трансферах за 40 млн мы посчитали их деньги, а там – красота и логика (даже стадион строят сами)

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Andreas Schaad/Bongarts, REUTERS/Francois Lenoir; clubbrugge.be

Источник: sports.ru

Будьте первым, кто оставит комментарий!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    два × четыре =