Ученые обнаружили еще одно опасное последствие COVID-19

© 2022 Copyright. All Rights Reserved РИА Новости / Кирилл Брага / Врачи и пациенты перед началом вакцинации от коронавируса

Ученые обнаружили еще одно опасное последствие COVID-19

Американские ученые установили, что у людей, перенесших COVID-19, часто наблюдается длительное нарушение клеточного иммунитета. Это может повысить восприимчивость к вторичным инфекциям или препятствовать развитию полноценной защиты против SARS-CoV-2. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Clinical Investigation.

Специалисты из Университета Алабамы в Бирмингеме провели наблюдательное исследование, целью которого было выяснить, как меняется клеточный иммунный ответ у пациентов, переболевших COVID-19. Для этого они взяли образцы крови у 46 человек, которым потребовалась госпитализация, и у 39 лечившихся дома. Из образцов ученые выделили определенные подмножества иммунных клеток и проанализировали их поверхностные маркеры. Данные сравнивали со здоровыми людьми из контрольной группы.

На основе полученных результатов удалось составить картину того, как иммунная система каждого человека реагирует на инфекцию и как ведет себя во время выздоровления.

Оказалось, что у многих переболевших COVID-19 иммунные клетки истощены, поэтому хуже сопротивляются вторичным инфекциям и препятствуют развитию полноценного защитного иммунитета к коронавирусу.

По мнению авторов, эту информацию нужно учитывать при разработке и модификации вакцин и методов лечения COVID-19, а также при интерпретации иммунных ответов, генерируемых участниками испытаний вакцин-кандидатов.

Исследователи проанализировали изменение клеточного иммунитета двумя способами: с помощью непрерывных наблюдений за поверхностными маркерами в пробах и путем прямого сравнения частот этих маркеров между первым и вторым анализами крови.

Исследование включало в себя углубленную характеристику фенотипа активации и истощения CD4 + Т-клеток, CD8 + Т-клеток и В-клеток. В- и Т-клетки обеих групп пациентов соответствовали фенотипу активации и клеточного истощения в течение первых двух месяцев инфекции, а у тех, кто лечился на дому, маркеры активации и клеточного истощения со временем увеличивались.

Неожиданным стало то, что у пациентов с легкими симптомами COVID-19 нарушения иммунной регуляции сохранялись дольше, чем у госпитализированных. Особенно ярко это проявилось у пожилых людей.

«Эти результаты указывают на характер изменений адаптивной иммунной системы при COVID-19 и предполагают более долгосрочные эффекты нарушения иммунитета, в том числе к SARS-CoV-2», — пишут авторы исследования.

Они отмечают, что их работа — первое описание стойкой иммунной дисрегуляции из-за COVID-19 у выздоравливающих пациентов. Сейчас продолжаются поиски ответа на вопрос, связаны ли наблюдаемые иммунологические изменения с симптомами так называемого длительного COVID.

Актуальные данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф.