Итоги года в российской космонавтике: карта, деньги, два стола

© 2022 Copyright. All Rights Reserved Depositphotos / dynamicfotoПланета Земля

Итоги года в российской космонавтике: карта, деньги, два стола

Второй год «Роскосмос» заканчивает без аварий. За 26 месяцев осуществлено подряд полсотни успешных космических пусков. Такой «чистой» истории современная российская космонавтика не знала с 1993 года. В рамках летных испытаний успешно выполнен второй пуск тяжелой «Ангары», проведен обзор Вселенной в рентгеновском диапазоне с помощью телескопа «Спектр-РГ», в Россию перебазирован «Морской старт», ведется создание новой ракетно-космической техники. Не обошли стороной трудности и трагические события: на Международной космической станции обнаружена трещина, пандемия отложила реализацию ряда планов и забрала жизни ведущих космических ученых. О главных событиях в российской космической сфере читайте в обзоре РИА Новости.

Пандемия коронавируса не обошла стороной программы «Роскосмоса». В первую очередь, она отразилась на пусковой деятельности. Так из-за банкротства британской компании OneWeb состоялись только три из 12-ти запланированных запусков спутников связи на ракетах «Союз». В итоге вместо более 30 обещанных «Роскосмосом» пусков, реализовано чуть меньше 20.

На два года – с 2020-го на 2022-й – была отложена отправка к Марсу совместной с Европейским космическим агентством посадочной станции ExoMars. Кроме того, временно прекратил работу космодром Куру, с которого летают ракеты «Союз».

В то же время без задержек были проведены запуски к МКС кораблей «Союз» и «Прогресс», а также космических аппаратов в интересах Минобороны РФ. По заявлению главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, в отличие от «гражданского космоса», гособоронзаказ выполнялся в полном объеме.

Однако не удалось уберечь от заражения коронавирусом некоторых известных в отрасли людей: в мае умер генеральный конструктор пилотируемых программ России Евгений Микрин, а в ноябре не стало директора НИИ ядерной физики МГУ Михаила Панасюка.

Именно такими словами глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин прокомментировал старт ракеты «Ангара». Удивляться действительно было чему — с предыдущего пуска тяжелой «Ангары» прошло почти шесть лет.

Пуск прошел успешно. Ракета отработала положенное время и вывела разгонный блок «Бриз-М» с болванкой (макетом космического аппарата) на суборбитальную траекторию полета. Дальнейшее выведение 2,4 тонны груза на высоту 36 тысяч километров прошло без замечаний, сообщило Минобороны.

Как после пуска уточнил в своем Twitter Рогозин, в следующем году планируется два пуска ракет семейства «Ангара» – тяжелого и легкого классов. А всего для завершения летных испытаний носителя намечается проведение шести пусков «Ангары-А5». Как сообщалось, они будут завершены в 2021-22 годах.

Тяжелая «Ангара» разрабатывается на смену ракетам «Протон», эксплуатация которой будет завершена к 2025 году. Изначально семейство ракет создавалось по заказу Минобороны, но в настоящее время у «Роскосмоса» возникает все больше собственных планов на этот носитель. Так, с 2023 года с ее помощью начнутся испытания нового пилотируемого корабля «Орёл», а в последующем модернизированная ракета с водородной ступенью «Ангара-А5В» будет использоваться для организации пилотируемых полетов российских космонавтов на Луну.

Для реализации лунного проекта с использованием «Ангары» потребуется проведение нескольких пусков, для чего необходимо минимум два пусковых стола или пуски двух ракет с перерывом между ними.

В уходящем году на Международной космической станции нашли утечку воздуха. И если с дыркой в корабле «Союз МС-09» в 2018 году разобрались быстро, установив, что она искусственного происхождения, хотя виновного в ее «сверлении» так и не нашли, то с трещиной в российском модуле «Звезда» все оказалось куда сложнее.

Первые данные об утечке воздуха появились в сентябре 2019 года, но первое время она не слишком беспокоила ни космонавтов, ни Центр управления полетами. В августе 2020 года воздух стал утекать в пять раз быстрее, по такой же экспоненте росло беспокойство специалистов. В итоге экипажу станции поручили найти течь.

Изначально предполагалось, что место разгерметизации находится в американском сегменте, о чем неоднократно заявляла пресс-служба «Роскосмоса», но в ходе длительных поисков с помощью специального течеискателя «дырку» нашли в модуле «Звезда» российской части станции. Ее временно заклеили каптоновой лентой (термостойким скотчем), а затем заплаткой — гибким диском из резины и алюминиевой фольги. Однако это не помогло до конца устранить утечку воздуха.

Причина образования трещины также не ясна. В беседе с РИА Новости Герой России, исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев сообщил, что специалистами точно установлено, что в образовании трещины точно не виновата усталость металла. Он также не верит, что она могла появиться из-за одной из ранее проведенных жестких стыковок космических кораблей.

Одну из версий РИА Новости выдвинул член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов, предположивший, что царапину мог оставить робот «Фёдор», когда его в прошлом году заносили на МКС.

Крикалев сообщил агентству, что трещина может быть не одна и сейчас космонавты на станции заняты поиском второй. Время на поиски еще есть. В корпоративном журнале «Роскосмоса» «Русский космос» говорится, что корабль «Прогресс» со специальным ремонтным комплектом прилетит только в феврале.

Российско-германский телескоп «Спектр-РГ» в 2020 году составил самую точную карту видимой Вселенной в рентгеновском диапазоне, а к концу декабря повторно просканировал небо.

Всего планируется провести восемь съемок, объединив впоследствии данные в сверхточный атлас. Даже первое сканирование содержит почти в 10 раз больше источников рентгеновского излучения, сообщал Институт космических исследований (ИКИ) РАН, чем бывшая лучшей до сих пор в мире карта немецкого спутника ROSAT, полученная в 1990 году. Уже обнаружено около миллиона источников мягкого рентгеновского излучения, а также более чем 1000 источников жесткого рентгеновского излучения, сообщается на сайте ИКИ. Большинство найденных объектов являются активно растущими сверхмассивными черными дырами – ядрами активных галактик и далекими квазарами, светившими, когда Вселенная была в десять раз моложе. Обнаружено также порядка 20 тысяч неизвестных скоплений галактик и 200 тысяч новых звезд.

Ожидается, что к концу своей работы «Спектр-РГ» обнаружит около 3 миллионов сверхмассивных черных дыр, 100 тысяч скоплений галактик, сотни тысяч звезд с активными коронами и белых карликов, десятки тысяч звездообразующих галактик и многие другие объекты, в том числе неизвестной природы.

«Спектр-РГ» является на текущий момент единственным российским космическим телескопом. Он пришел на смену аппарату «Спектр-Р», исследовавшему Вселенную в радиодиапазоне. А следующая российская космическая обсерватория «Спектр-УФ», как ожидается, отправится в космос в 2025 году.

Уходящий год ознаменовался эмиграцией плавучего космодрома «Морской старт» из США в Россию. Выйдя из порта Лонг Бич уникальная стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно в марте 2020 года поочередно прибыли в порт временного базирования на Дальнем Востоке — Славянский судоремонтный завод.

Проект «Морской старт» был создан в 1995 году совместными усилиями России, США, Украины и Норвегии. В 2010 году проект пережил банкротство, а в 2014 году из-за ситуации на Украине, когда производство ракет «Зенит» было приостановлено, а в последствии и полностью закрыто, пуски с «Морского старта» прекратились.

Группа компаний S7 выкупила бездействующий плавучий космодром у «внучки» Ракетно-космической корпорации «Энергия» в 2016 году за 150 миллионов долларов США, полностью закрыв сделку в 2018 году. Сначала, как сообщало украинское предприятие «Южмаш», компания S7 заказала 12 ракет «Зенит», планируя возобновить пусковую программу из США, но из-за политической напряженности между Россией и Украиной восстановить производство носителей не удалось. Было принято решение перебазировать комплекс в Россию.

«Роскосмос» предлагает проводить с «Морского старта» пуски новой ракеты «Союз-5», которая создается как замена ракете «Зенит». Группа S7 в то же время ведет разработку собственной ракеты легкого класса с перспективой использования наработок в носителе среднего класса. Для ее производства компания купила завод в Ульяновске.

В свою очередь пока не понятны объемы затрат на восстановление функционирования комплекса. Ранее группа компаний S7 оценила суммарные затраты в 29 миллиардов рублей, вице-премьер Юрий Борисов — в 35 миллиардов, а «Росатом» — в 84 миллиарда рублей в ценах 2020 года или в 91 миллиард рублей в прогнозируемых ценах с учетом инфляции.

Кто и за чьи средства будет проводить модернизацию пока не понятно, но в августе вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что комплекс может возобновить функционирование ориентировочно в 2023-2024 годах.

Новые идеи в «Роскосмосе» бурлят как пузырьки в газировке. Вслед за анонсированными ранее ракетами «Союз-5» и «Союз-6», госкорпорация заказала разработку новой ракеты – «Амур-СПГ». Это должна быть первая российская ракета-носитель, работающая на сжиженном природном газе, и первая в отечественной истории многоразовая ракета с динамической системой посадки – то есть на выдвижные опоры, как у Falcon 9 Илона Маска.

Метановые двигатели в России испытывали еще в 1990-е годы, но тогда эти технологии не получили дальнейшего развития. Существовали проекты легкой ракеты на газе «Рикша» и целого семейства метановых носителей «Союз» (не путать с одноимёнными эксплуатируемыми и перспективными носителями). Однако дальше презентаций эти проекты не продвинулись. Все изменилось после того, как в США начались испытания метановых двигателей Raptor от SpaceX и BE-3 и BE-4 для ракет Blue Origin и United Launch Alliance. Тут старые идеи получили новое развитие.

Отличительной особенностью применения метана в качестве горючего вместо керосина является то, что после использования в двигателях не остается продукта горения в виде сажи, а соответственно, их удобно использовать в многоразовых ракетах — проводить межполетное обслуживание заметно легче.

Помимо технических новаторств «Роскосмос» впервые в истории вписал в документацию на разработку ракеты ограничение по стоимости пусков — от 22 до 35 миллионов долларов.

«Амур-СПГ» будет двухступенчатой ракетой среднего класса с многоразовой (до 10 раз, столько же, сколько у Маска) возвращаемой первой ступенью, с работающим на метане двигателем РД-0169. С космодрома Восточный ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту 9,5 тонны груза при многоразовом использовании первой ступени и 12 тонн — при однократном. Площадку для посадки многоразовой первой ступени оборудуют на побережье Охотского моря.

Стартовый комплекс для «Амура» на Восточном должен обеспечить 15 пусков в год с учетом межполетного обслуживания многоразовой первой ступени, говорится в документации.

Ранее из Facebook главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина стало известно, что проект сверхтяжелой ракеты «Енисей», предназначенной для полетов на Луну, будет пересмотрен. После этого источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что проект новой российской сверхтяжелой ракеты, предназначенной для исследования и освоения дальнего космоса, будет базироваться на метановых технологиях – ее первая ступень может быть собрана из ракет «Амур-СПГ».

В уходящем году российский отряд космонавтов пополнился семью специалистами. Их отобрали в 2018 году и два года учили общекосмической подготовке. Одному кандидату итоговый экзамен сдать не удалось. Не помогли даже конспекты, оставшиеся от старшего брата. Речь идет о Евгении Прокопьеве – брате действующего космонавта Сергея Прокопьева.

Таким образом, по данным сайта Центра подготовки космонавтов, в российском отряде 30 действующих космонавтов. Среди них только одна женщина.

Остается надежда, что новые девушки появятся среди четырех кандидатов в космонавты, которых «Роскосмос» планируется отобрать в рамках проводившегося в 2019-2020 годах набора. МИА «Россия сегодня» выступает его официальным информационным партнером.

Если же и тут девушки не пройдут, остается последняя надежда – подать заявку в актрисы. В этом году «Роскосмос» совместно с Первым каналом анонсировал проведение в следующем году съемки художественного фильма на МКС с условным названием «Вызов». Всего планируется отобрать 30 актрис, которые после кастинга пройдут тренировки для полета в космос, и, как планируется, смогут принять участие в полете на станцию на 10 дней.

Ранее вице-премьер Юрий Борисов заявил ряду СМИ, что не позволит осуществить съемки фильма за бюджетный счёт. Источник финансирования съемок продюсерами еще не озвучивался.

В августе прошедшего года гендиректор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Игорь Озар объявил о том, что Единая космическая система (ЕКС) предупреждения о ракетном нападении «Купол» находится в рабочем состоянии. Ранее на сайте Минобороны РФ сообщалось, что система заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2017 года.

Как пояснил Озар, до штатного минимального состава ЕКС была доведена пуском четвертого космического аппарата «Тундра». Сам запуск на ракете «Союз-2.1б» с космодрома Плесецк прошел еще 22 мая.

Спутники «Тундра» размещаются на высокоэллиптических орбитах. Сообщалось, что космическая группировка системы контроля должна включать еще и аппараты на геостационарной орбите, а всего в ней должно быть 10 спутников.

В то же время главком Воздушно-космическими силами России Сергей Суровикин сообщал, что космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении будет полностью развернут к 2024 году. ЕКС должна помочь снизить время обнаружения стартов баллистических ракет, а также повысить достоверность информации о ракетных угрозах. Кроме того, благодаря ЕКС руководство страны будет узнавать о таких угрозах раньше.

Второй эшелон российской СПРН состоит из наземных радиолокационных станций. Система нужна для получения и выдачи данных о траектории полета ракет. Она формирует предупреждения о ракетных нападениях, которые затем передаются на пункты государственного и военного управления. Также благодаря СПРН удается получить необходимую информацию для системы противоракетной обороны Москвы и для выдачи данных о космических объектах для системы контроля космического пространства.

В октябре пилотируемый корабль «Союз МС-17» установил мировой рекорд по скорости доставки экипажа на Международную космическую станцию – от запуска с космодрома Байконур до стыковки со станцией прошло 3 часа 3 минуты.

Перед внедрением на «Союзах» эта сверхбыстрая схема прошла отработку на пяти грузовых кораблях «Прогресс» в 2018-2020 годах. Анонсируя ее первое применение для доставки экипажей на станцию, генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, который в прошлом был постоянным представителем РФ при НАТО, отметил, что это «быстрее, чем лететь от Москвы до Брюсселя», где располагается штаб-квартира Альянса.

Но баллистики Ракетно-космической корпорации «Энергия» не собираются останавливаться на достигнутом и предлагают более быструю схему доставки на МКС – за 1,5-2 часа.

Еще одним значимым событием для российской пилотируемой космонавтики стал запуск пилотируемого корабля «Союз МС-16» в апреле. Он стал первым, выполненным на «Союзе-2.1а» — ракете-носителе, которая полностью состоит из российских комплектующих. До этого использовался «Союз-ФГ», система управления которого производилась на Украине.

Надежность «Союза-2.1а» была проверена при выведении автоматических спутников кораблей «Прогресс», а в августе 2019 года ракета запустила беспилотный корабль «Союз» с роботом «Федором».

В октябре на корабле «Союз МС-17» на МКС полетел последний американский астронавт – Кэтлин Рубинс, место для которого было куплено НАСА у «Роскосмоса». В дальнейшем предполагается, что астронавты будут летать на «Союзах» по бартерной схеме – в обмен на полеты российских космонавтов на новых американских кораблях Crew Dragon и Starliner.

Такое стало возможно после того как в 2020 году был проведен успешный испытательный пилотируемый полет Crew Dragon на станцию, что позволило США избавиться от зависимости от России в вопросе доставки и возвращения экипажей на МКС.

По данным НАСА, с 2006 года США приобрели у России 72 места в кораблях «Союз» на сумму более 4 миллиардов долларов. За это время стоимость билета для них возросла с 20 до 90 миллионов. По подсчетам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, затраты НАСА на покупку мест в «Союзах» в некоторые годы практически полностью содержали отечественную пилотируемую космонавтику.

Министерство торговли США ввело против предприятий «Роскосмоса» санкции. Под них попали Ракетно-космический центр «Прогресс» (производит ракеты «Союз») и головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИМаш (в его состав входит Центр управления полетами). Причины выбора именно этих организаций не сообщаются.

Как заявил РИА Новости член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, санкции в отношении предприятия «Прогресс» направлены на окончательное вытеснение России с рынка коммерческих пусковых услуг и на подрыв создания новых отечественных носителей.

Рогозин уже направил в НАСА письмо с просьбой объяснить, как Россия и США продолжат работу по программе МКС в условиях санкций. По его словам, такая позиция угрожает дальнейшей реализации сотрудничества в этом направлении.

«Теперь, получается, у наших американских коллег вновь «батут заработал», и первым делом они решили плюнуть в самарский колодец. Не рановато ли, коллеги, вдруг опять ваш «батут» порвётся и придется вновь из нашего колодца свою страсть к космосу удовлетворять?» — заявил Рогозин.